Послесловие.

С момента первых обзоров видеокарт “HD 4870” и “GTX 260” прошло уже много времени, а розничные цены на данные продукты успели опуститься практически вдвое. Были выпущены многочисленные нереференсные дизайны печатных плат, менялись и средства охлаждения, а для GTX 260 был выпущен и более новый 55 ннм чип с увеличенным числом потоковых процессоров. В огромном количестве обзоров авторы периодически ставили «точки» в сравнении данных продуктов. Битва была не на жизнь, а насмерть: ценовые войны, постоянно обновляемые драйвера, которые все больше повышали производительность, пиар отдельных уникальных особенностей карт, будь то DirectX 10.1 или PhysX. И вот сейчас, в середине лета 2009 года, предлагаю провести не совсем обычное сравнение. 

Все знают, что GTX 260 и 4870 - карты одного уровня с примерно схожей производительностью, а вот версия GTX 260 c 216 потоковыми процессорами чуть быстрее, чем HD 4870. В массы пошли уже не такие дорогие карты HD 4870 1 ГБ GDDR5, а про более дешевые и, якобы, менее актуальные версии с 512МБ все успешно забыли. Безусловно, при выборе карты с нуля не может быть никаких сомнений в том, что GTX 260 (216 пп) будет более выгодной покупкой, нежели HD 4870 с 512 МБ. Однако, давайте посмотрим, на сколько же отстает эта карта от укрепленного дополнительными потоковыми процессорами конкурента.

Gainward HD 4870 Golden sample 512МБ GDDR5

 

 

 

  Palit Sonic (216) GTX 260 896МБ GDDR3

 

 

Обе карты - нереференсного дизайна, с нестандартной системой охлаждения, и у обоих производителем зашиты повышенные частоты. Подробных обзоров данных карт огромное множество, а мы с вами просто сравниваем их производительность.

Сводная таблица параметров видеокарт

Технические характеристики референсных продуктов

HD 4870

GTX 260

Графический процессор RV770 GT200
Техпроцесс 55 нм 55 нм
Архитектура Суперскалярная, унифицированная Скалярная, унифицированная
Шейдерных процессоров 800 216
Текстурных блоков 40 72
Блоков растеризации 16 28
Частота чипа \ процессоров 3D 750 МГц 575 МГц \ 1242 МГц (шейдерный домен)
Частота чипа \ процессоров 2D 500 МГц 300 МГц \ 600 МГц (шейдерный домен)
Тип и объем видеопамяти GDDR5 512 МБ \ 1 Гб GDDR3 896МБ
Шина памяти 256 бит 448 бит
Эффективная частота памяти 3D 3600 МГц 1998 МГц
Эффективная частота памяти 2D 3600 МГц 100 МГц
Полоса пропускания видеопамяти 115 Гбайт \ сек 111.9 Гбайт \ сек
Аппаратная поддержка версии Direct X 10.1 10
Аппаратная поддержка шейдерной модели 4.1 4.0
Требования к мощности  блока питания 500 Ватт 500 Ватт

    gpuz2.png 

GTX 260 была разогнана до частот 702\1468\2200, но я призываю сравнивать эти две карты «как есть», то есть такими, какими они пришли из магазина, а результат с разгоном представлен в качестве дополнительной информации к размышлению.

gpuz3.png

 

Тестовый стенд:

·         Процессор: AMD Phenom II X4 940 Black Edition ( 3.0 @ 3.7ГГц)

·         Системная плата:  Gigabyte MA-790FX-DQ6

·         Видеокарта: Gainward HD 4870 Golden Sample 512МБ (775\4000)

·         Видеокарта: Palit sonic (216) GTX 260 (625\1348\2200)

·         Кулер: Thermalright Ultra 120 extreme (2*120мм)

·         Оперативная память: Kingston HyperX PC2-8500, 2*2gb (1066 МГц, 5-5-5-18, dual)

·         Блок питания: OCZ Stealth x stream 600W

·         Жесткий диск: Hitachi 750 gb. (HDTD721075SLA360)

·         Операционная система и: Windows 7 Ultimate 64 bit (build 7264)

·     Версия драйвера для видеокарты Ati Radeon: Catalyst 9.6

·     Версия драйвера для видеокарты Nvidia GeForce: ForceWare 186.18

 

 

 

 

Список тестов и методика.

·         3D Mark 2006 1.02 (default)

·         3D Mark Vantage 1.01 (performance)

·         Street Fighter 4 benchmark (встроенный бенчмарк)

·         World in Conflict 1.0.0.9 (встроенного бенчмарк)

·         FarCry 2 1.03 (встроенного бенчмарк, сцена playback (action scene))

·         Crysis: Warhead (через framebuffer crysis warhead benchmarking tool 0.32, уровень Frost)

·         Devil May Cry 4 ( встроенный бенчмарк, сцена 2)

·         Lost Planet: Colonies (встроенный бенчмарк, сцена 1)

·         Call of Juarez benchmark (встроенный бенчмарк)

 

В серии 3dmark выбирался стандартный режим для прохождения тестов, PhysX для карты gtx 260 был отключен в драйверах. В игровых бенчмарках и играх настройки выставлялись на  «максимум».  Различные настройки изменялись в сторону увеличения  детализации. Если в бенчмарке или игре включение режима АА 4х не приводило к должным результатам, сглаживание форсировалось при помощи драйверов. Все игровые бенчмарки и игры проходились в четырех режимах: в двух разрешениях (1280*1024 и 1680*1050), с использованием и без - сглаживания и анизотропной фильтрации.

Тесты

По традиции начинаем сравнение с популярной серии графических бенчмарков 3d mark.

 

Отрыв GTX 260 от своего более слабого конкурента довольно весомый, особенно эффектно это смотрится в Vantage, который больше «загружает» видеокарту, однако, как известно, 3дмарки часто льстят тестируемым видеокартам.

Недавно вышедший бенчмарк по игре Street Fighter 4 – единственный, который представлен сегодня на DirectX 9.

 

 

Разработчики провели прекрасную работу по оптимизации,  и обе видеокарты показывают выдающиеся результаты, однако видеокарта от Nvidia оказывается весомо быстрее  во всех режимах тестирования.

Следующая игра, принявшая участие в сегодняшним тестировании – это World in conflict. Эта игра известна не только отличной графической составляющей, но так же и высокими требованиями.  Посмотрим, что покажут видеокарты.

 

 

 

Интересная ситуация. В самом легком режиме видеокарта ATI оказывается немного быстрее предполагаемо более быстрой карты. А для видеокарты от nvidia складывается не очень хорошая картина, тем более что разгон в данной игре приносит мало фпс, а результаты раз от раза меняются в пределах погрешности. В режимах с применением сглаживания и анизотропной фильтрации картина сразу меняется, и если в разрешении 1280*1024 карты примерно равны, то в 1680*1050 производительность HD 4870 тает.

Far Cry 2 имеет очень  удобный встроенный бенчмарк, и не воспользоваться этим - просто кощунство. Именно этот игровой бенчмарк стоит у нас на очереди.

  

Во всех режимах видеокарта Nvidia показала наилучшие результаты, причем, и по минимальному, и по среднему ФПС. В некоторых режимах средний ФПС на видеокарте HD 4870 практически равен минимальному на GTX 260.

Следом идет схожая чем-то в названии, но отличающаяся по разработчикам игра Crysis:Warhead. В отличие от FarCry 2 эта  игра загружает видеокарту гораздо сильнее.

 

Обе видеокарты показывают слишком маленькое количество кадров в секунду для абсолютно комфортной игры, однако на GTX 260 crysis идет значительно плавнее. Не смотря на то, что показатель среднего ФПС у двух видеокарт отличается не сильно, минимальный ФПС на видеокарте HD 4870 всегда заметно ниже. Это отражается на итоговом комфорте, причем чем тяжелее режим, тем более высок отрыв. Может быть, виной тому - недостаток 512МБ видео памяти на карте 4870? Затрудняюсь ответить, ведь проверить, какой объем видеопамяти использует видеокарта в среде Direct X 10 не представляется возможным из-за используемых технологий виртуализации видеопамяти  в Windows Visa & Windows 7.

Еще одна игра с прекрасной оптимизацией это Devil May Cry 4.

 

 

Похожая ситуация уже возникала в игре Street fighter 4: такие же одинаково высокие показатели быстродействия и GTX 260 так же обошла HD 4870 во всех режимах. Особенно впечатляет отрыв в самом легком режиме.

Lost Planet - одна из первых игр, воплотившая в себе эффекты Direct X 10. Она участвует в сегодняшнем тестировании в своей второй реинкарнации под названием Lost Planet: Colonies.

 

Вне зависимости от режима тестирования, в данной игре GTX 260 всегда значительно быстрее. Впрочем, для тех, кто периодически читает обзоры, это не будет новостью, т.к. игра славится своей любовью к видеокартам производства Nvidia.

Напоследок хотелось бы закончить сравнение видеокарт на оптимистичной ноте для обладателей HD 4870 512 мб, смотрим результаты в Call of Juarez benchmark!

 

 

В отличие от Lost Planet, Call of Juarez видеокарты Nvidia «недолюбливает», однако это не повод сразу вычеркивать такой бенчмарк из списка тестов. Дело в том, что совсем недавно вышла новая версия данной игры Call of Juarez: Bound in Blood. Вполне вероятно, что для нее, как и для оригинала, со временем выйдет патч с возможностью запуска игры под Direct X 10 (пока что игра использует только Direct X 9, что, впрочем, не отразилось на картинке в худшую сторону), а уже сейчас в интернете есть обзоры CoJ:bib, по которым видно, что та самая «нелюбовь» никуда не делась. Итак, выйдет ли патч или все  же нет, все обладатели HD 4870 и любители данной игры могут быть спокойны - видеокарта продемонстрирует достойные результаты производительности, превосходя своих заведомо более быстрых конкурентов. Что интересно, разгон немного увеличивает количество ФПС для GTX 260, но для соперничества с  HD 4870 этого явно недостаточно.

Вывод

Вывод напрашивался сам еще до начала тестирования: при покупке с нуля свое внимание стоит обратить на видеокарту GTX 260 (216 пп). Она практически всегда оказывется быстрее, но тем, кто когда-то приобрел HD  4870, да еще и версию с 512МБ, не стоит особо беспокоиться. Да, GTX 260 (216пп) быстрее, но не намного, и HD 4870  достойно «держит удар». Менять свою 4870 512МБ совсем не стоит, учитывая тот факт, что до нового года должны выйти потенциально более быстрые видеокарты с поддержкой нового API Direct X 11.

Дополнение о процессорозависимости GTX 260.

После проведения всех игровых тестов мне стало интересно, как данная видеокарта реагирует на частоту центрального процессора. Для того, чтобы выяснить, хватает ли моего процессора, или же он избыточен, я решил провести всего три теста, тем не менее весьма показательных. Во время всех тестов настройки и частоты видеокарты я оставил без изменений, а вот частоту процессора я менял в пределах 1500 – 3800 МГц, чтобы определить, как частота влияет на работу GTX 260, учитывая ее разгон.

Первый тест -  3dmark Vantage, но в этот раз мы обратим внимание не только на общий балл, но и на GPU score.

Общий балл, естественно, падал довольно сильно с каждым шагом понижения , а вот GPU Score удивил: на частоте 3 ггц (то есть номинальной для Phenom II 940) результат оказался вдруг немного выше, чем на 3.5 ГГц. Далее подобных аномалий не происходило, но из графика следует, что результаты падали с каждой ступенью незначительно, и только лишь на частоте 2 ГГц и менее результаты оказываются значительно ниже.

Для второго этапа тестирования я принял решение ипользовать бенчмарк Crysis:Warhead, но без сглаживания и фильтрации, чтобы результат был заметнее, т.к. игра и без того загружает видеокарту по полной.

 

Хорошо заметно, что средний фпс падает плавно снова вплоть до частоты 2 ггц, а вот кривая минимального фпс откликнулась на уменьшение частоты уже на 3 ггц процессора. Увеличение же частоты с 3.5 ггц до 3.8 ггц практически не дает эффекта в данной игре.

Последнее и заключительное тестирование проводилось в новом бенчмарке Resident Evil 5, т.к. в отличие от «кризиса» этот бенчмарк отражает, что будет произходить в большинстве игр не так требовательных к видеокарте.

 

Наблюдается большее количество фпс и более ярко выраженное плавное падение, совсем сильно фпс упал при переходе на частоту в 2 ггц. Но даже тогда он все еще находится у отметки 60 кадров, хотя по сравнению с частотой в 3.8 ггц разница составляет почти 30 кадров, что неутешительно.

В итоге я хочу заметить, что эти результаты меня удивили. Я ожидал, что падение ФПС будет выражаться более ярко и на более высоких частотах, чем  на самом деле. Можно сказать, что если вас интересует не погоня за каждым лишним кадром в секунду, а просто хочется видеть плавную картинку, то частота процессора архитектуры Phenom II X4 вам подойдет даже 2.5Ггц, что примерно соответствует модели Phenom II 920 Х4. Ну а если вы захотите получить максимум производительности в играх, то придется разогнать и процессор по максимуму, что для комфортной игры совсем не обязательно. Выбор за вами.